Лаборатория кинооператорского мастерства и режиссуры
Мастера: Александр Буров, Дмитрий Мамулия,
Мария Игнатенко, Андрей Клычников.

Преподаватели: Илья Томашевич, Дэвин Хоран,
Владилен Верный, Андрей Дергачев, Владимир
Могилевский, Виктор Алимпиев и др.
Предметы и курсы

Сроки и стоимость обучения

2 года (4 семестра) / 330 000 руб. в год
Набор закрыт (идет обучение 2021 / 2022)
Форма обучения: очно-заочная (offline & online)
Занятия проходят 7 дней в неделю
Подать заявку на обучение и условия поступления

Манифест
1.

Лаборатория кинооператорского мастерства
и режиссуры – новое направление обучения
в Московской школе нового кино.

Она ставит целью выпустить кинооператоров, обладающих режиссерскими навыками,
и режиссеров, обладающих опытом кинооператора.

Манифест

Режиссёр Изображения – D.O.P. (Director Of Photography) – так именуется оператор-постановщик
в мировом кинематографе. Режиссура Изображения – именно этому и посвящены занятия
в лаборатории кинооператорского мастерства и режиссуры.

Режиссёр будто рассказывает увлекательную историю – оператор захватывающим образом
её показывает.

Если режиссёр фильма всецело занят характерами героев, выстраиванием сюжетных событий,
то оператор-постановщик посвящает свои талант и умение созданию событий зримых – изобразительных.

Визуальное Происшествие, зримое Кинематографическое Событие:

  • проявляется на экране внезапно; 
  • оно непредсказуемо, напрямую не подчинено сюжету, не иллюстрируют его; 
  • кажется абсурдным и даже неуместным; 
  • вместе с тем – ошеломляет, вызывая неподдельный интерес к происходящему; 
  • опрокидывает предчувствие зрителя о дальнейшем развитии сюжета; 
  • но вдруг, всё поначалу кажущееся странным, становится объяснимым уже в иной захватывающей картине мира, созданного авторами на экране.
Концепция обучения
2.

Мы обретём знания, опыт и уверенность в том,
как снять фильм «лёгкой рукой» и «весёлым взглядом», во всём подмечающим красоту мироздания.

Мы будем:

  • снимать без тяжеловесной «постановочности», не станем демонстрировать очевидную старательность, «дыхание автора» над каждым кадром, фокусничество, скоморошество
    и «прикольность»
  • принимать ответственные, необходимые и необратимые творческие решения до съёмки 
    и во время съёмки – работать «в поле авторского решения», а не по алгоритму «случайных совпадений», как снимают дилетанты
  • не просто зеркально отражать, технически грамотно фиксировать объект, но преломлять «псевдообыденную действительность», фокусировать внимание зрителя, расставляя авторские акценты
  • снимать (to shoot) «точным выстрелом в десятку», а не «поливать нескончаемыми очередями 
    в молоко», заваливая монтаж «хламом» нескончаемых дублей и вариантов, сквозными прогонами целых эпизодов, со съёмочной площадки приносить в монтаж «самые сливки»,
    уже на съёмочной площадке отсекая лишнее, выпадающее из авторского изобразительного решения целостной картины-фильма
  • не станем полагаться всецело на Post Production, но будем создавать на съёмочной площадке всё, что только возможно - от визуальных, оптических эффектов до точной и выразительной крупности кадра
  • поймём, что такое смелость и искренность в работе с изображением, освоим Стратегию принятия авторских решений и Тактику построения композиции, оценим весь Арсенал изобразительных средств работы с изображением
Программа обучения
3.

Мы разовьём художественную интуицию, научимся видеть кадр и освоим ремесло.

Темы, изучаемые в программе курса лаборатории кинооператорского мастерства
и режиссуры:

  • 10 операторских профессий
  • стратегия принятия авторских решений
  • работа с режиссёром и операторской группой
  • раскадровка и партитура фильма
  • тактика построения композиции кадра
  • выбор крупности и расстановка композиционных акцентов
  • работа с масштабированием фигуры и фона в композиции кадра
  • работа с позиционированием камеры и мизансценой
  • выстраивание пространства кадра и взаимодействия персонажей
  • внутрикадровый монтаж
  • мотивация движения камеры 
  • технические средства и приёмы перемещения съемочного аппарата
  • технические особенности различных камер
  • оптический рисунок, характеристика объективов и фильтрация оптики
  • свето-теневой рисунок и атмосфера кадра
  • выстраивание цветовой палитры
  • динамика света и цвета в монтажном контексте и внутри кадра
  • некоторые приемы постановки света и техника съемки
  • основополагающие характеристики светового потока и осветительного оборудования
  • характер композиции и авторская интонация
  • создание визуального кинематографического события
  • календарно-постановочный план и выстраивание графика съемочного дня
  • критерии выбора предстоящих объектов съёмки
  • Post Production и цветокоррекция

Немного подробнее об элементах работы оператора, о которых мы будем говорить:

  • работа со сценарием
  • работа с режиссером и раскадровками
  • выбор натуры и подготовительный период
  • работа с художником-постановщиком, художником по костюмам, гримером
  • работа со звукооператором
  • работа с SFX супервайзером и колористом
  • выбор съемочной и осветительной техники
  • принципы и приемы освещения
  • практика работы с оптикой
  • практика работы с камерой
  • практика съемки ручной камерой
  • особенности творческого использования цифровых камер
  • практика работы с долли, кранами, стедикамом, стабилизаторами и пр.
  • особенности многокамерной съемки
  • особенности работы с пленкой
 Методика
4.

Образовательная программа построена
на соотношении теории и практики, необходимом
в современных условиях для овладения профессией.

Программа содержит в себе лекции, курсы, практические занятия и непосредственно процесс кинопроизводства.

С первых дней обучения студенты вовлечены в разнообразные практические работы. Для обучения технике ремесла привлечены лучшие мастера своего дела, ключевые фигуры российской индустрии кино. Практические занятия в CineLab и Manga Company позволяют студентам научиться работать с последними техническими новинками киноаппаратуры. Кроме того, студенты операторской лаборатории находятся в постоянном взаимодействии с режиссерами, сценаристами, монтажерами. Такого рода сотрудничество позволяет наиболее полно реализовать даже самую сложную идею в концептуальном и визуальном отношении.

Оператор должен обладать навыками фотографа. И оператор, и фотограф являются мастерами рисунка светом, художниками XXI века. Курс фотографии позволяет студентам ознакомиться с различной техникой съемки, секретами и приемами, с осветительным оборудованием и прочими инструментами, необходимыми для воплощения самых смелых замыслов и получения качественного результата. Лекции по истории живописи и фотографии, по литературе, искусству расширяют кругозор будущего оператора. Без необходимой интеллектуальной базы невозможно выработать свой авторский стиль съемки. Общая эрудиция формирует умение «видеть, понимать, чувствовать». Какие контрапункты существуют в операторском мастерстве?

Свет - Ракурс - Цвет

Свет, ракурс и цвет бывают «живыми» и «мертвыми». Хорошо поставленный рисованный свет совсем не обязательно – живой. Напротив, чаще всего «правильный» оказывается «неживым». Также, как бывают «неживыми» хорошо выстроенные композиции и замысловатые ракурсы, все эти отдельные компоненты могут загубить фильм. Есть операторы-«убийцы», есть художники-«убийцы», есть режиссеры-«убийцы». Большое внимание в МШНК уделено тем компонентам и материям, из которых последовательно создается фильм. Школа учит быть внимательным к жизни света, цвета, ракурса, композиции – знать тайны этих материй, знать их химию и алхимию.

Съемка

Большое внимание уделено языкам и стилям съемки. Манера съемки – это как мазок в живописи. Посредством съемки можно ловить тайные смыслы, не лежащие на поверхности, не передающиеся ни содержанием, ни актерской игрой, ни светом и цветом. Сама съемка вне зависимости от содержания и актерской игры может нести в себе частицы тревоги или праздности, паники или любовного неистовства.