Обучение искусству кино имеет индивидуальную природу. Оно в первую очередь зависит
от способностей, наклонностей и от характера студента.
Задача мастерской – развить эти наклонности, обнаружить самые необычные и парадоксальные способности, возможно являющиеся тайной для самого их обладателя.
Мы будем учить ремеслу. Методы обучения профессии режиссера и сценариста хорошо известны в мире. Многочисленные киношколы обучают ремеслу, используя схожие подходы и навыки. Так гончаров обучают гончарному мастерству. Однако то, что рождается из глины, обладает индивидуальной природой. Кувшин, сотворенный по всем правилам, окрашен личностными качествами сидящего за гончарным кругом. Следовательно, мастерская – это не свод догматических представлений. Напротив – эти представления будут рождаться и трансформироваться, соразмеряясь с личными качествами студентов, обучающихся в мастерской.
Предложение состоит из слов, сценарий из эпизодов, а фильм из кадров. Сочетание эпизодов в сценарии и кадров в фильме рождают индивидуальный и неповторимый стиль кинопроизведения. Я бы назвал это драматургией режиссуры: визуальное пространство фильма должно подчиняться истории. Всё остальное – изобразительные средства, актерская игра, построение мизансцены, диалоги и звуковой ряд – должны служить именно этому богу. Иначе, как часто бывает, одно мешает другому, или еще хуже – эти элементы могут быть равнодушны друг к другу, или даже враждебны. И самые прекрасные замыслы и образы, оторванные друг от друга, становятся пустыми, лишенными энергии и всякого смысла.
Задача мастерской – с одной стороны научить студента писать сценарий, с другой же искать и находить оригинальное режиссерское воплощение созданной на бумаге драматургии. От слова к предложению. От короткого эпизода – к фильму.
Безусловно, есть другие методы и подходы к обучению, к режиссуре в целом, но я проповедую лишь те, в которые сам верю. Эмоция – вот то, что должен рождать фильм: боль, страдание, радость, любовь, страх, отчуждение – простые и очевидные чувства, присущие каждому из нас.
И как это ни парадоксально, именно эти чувства сложнее всего выразить – найти им сценарное и пластическое воплощение. Но это стоит того, чтобы попробовать.