Мастерская кинокритики Алексея Гусева
Одна мастерская на два города - новый проект Московской
и Петербургской школ нового кино.

Мастер – Алексей Гусев. Киновед, кинокритик, театральный критик, режиссёр. Автор более 500 статей (кино, театр).
Член редколлегии издательства «Сеанс». Член ФИПРЕССИ. 

Сроки и стоимость обучения

2 года (4 семестра) / 210 000 руб. в год
Начало обучения 1 октября 2022
Срок приема творческих заданий (3 волна) – до 20 сентября
Форма обучения: очно-заочная (offline & online)
Подать заявку на обучение и условия поступления

Специфика мастерской
1.

Это уникальная мастерская, в которой
на регулярной основе будут преподавать известные киноведы, кинокритики, теоретики
и практики искусства.

Занятия в мастерской будут проходить также одновременно в двух городах – Москве и Петербурге. Студенты познакомятся друг с другом и с мастером на установочном 7-дневном интенсиве
в Петербурге в начале учебного года. (Всего будет 3 совместных интенсива за учебный год).
В обычном режиме московская и петербургская группа будут посещать занятия в своих городах,
но по общему для всех расписанию. Лекции, проходящие в аудиториях СПбШНК, будут транслироваться в аудитории МШНК и наоборот. Во время трансляций осуществляется обратная связь – лектор видит и слышит не только присутствующих в аудитории студентов, но и студентов
в другом городе. 

Доктрина
2.

Новые времена порождают новый кинематограф, новый киноязык — и новую кинокритику.

Прежних методов не хватает. Всё – от концепции подлинности до концепции времени – от принципов монтажа до законов повествования – подвергается ревизии, и задача этой ревизии стоит не только перед кинематографистами, но и перед кинокритиками. Сам язык описания и анализа современного кинопроцесса обязан быть созвучен эпохе – не поддакивая ей и не пренебрегая ею, но рифмуясь и перекликаясь, чтобы создать тем самым смысловой объём явления. В этом смысле кинокритика – феномен прежде всего акустический: критик должен найти ту точку своего пребывания, ту дистанцию с фильмом, которая позволит этой перекличке между фильмом и текстом обрести наибольшую звучность. Для этого недостаточно продолжать использовать классический критический инструментарий и недостаточно от него отказаться: надо, овладев им, переформатировать его под новые требования к смыслу и образу. Пустить наследство в оборот. Сверить новые жанры, новую достоверность, новую технологию, новую антропологию с былыми образцами – и откалибровать язык критики по синтаксису нового мира. Задача, требующая точности и навыка – и потому выполнимая лишь в рамках институции, которая и прежде, и ныне зовётся «мастерской». 

О мастерской
3.

Были времена, когда режиссеры существовали
с оглядкой на кинокритику.

Кинокритики не только анализировали фильмы, не просто искали в фильмах существующие и несуществующие знаки и символы, а создавали теории, являлись тем интеллектуальным и ментальным звеном, которое помогало режиссерам ориентироваться в пространстве, находить свою тему, свой язык, свой стиль. Так было с итальянским неореализмом, с новой французской волной, так было в начале 20-го века и с русской школой формализма. Шкловский, Тынянов, Якобсон, Эйхенбаум не просто занимались литературой и кинокритикой – они создавали «пространство литературы» и «пространство кино». Критика являлась интеллектуальной базой, тем ментальным полем, попав в которое произрастала и расцветала литература и режиссура.

Киношкола ставит своей целью создать базу для возникновения критики, которая сможет создать фон, которая сможет «беспокоить» умы, и в первую очередь умы режиссерские. К преподаванию привлечены ведущие российские кинокритики и теоретики кино, а также выдающиеся представители других профессий: философы, семиотики, теоретики современного искусства. 

Обучение
4.

Обучение в мастерской строится на чередовании теории и практики.

В рамках теоретических занятий студенты прослушают курс лекций по истории и теории кино, философии и истории искусства, изучат контекст возникновения и развития кинематографа, его связи с другими искусствами и политической историей.

Практические занятия будут посвящены разбору и обсуждению фильмов, а также написанию аннотаций, критических заметок, эссе и киноведческих исследований. Помимо прочего, студенты лаборатории будут разбирать фильмы и сценарии, созданные другими студентами школы. 

Предметы и курсы
5.

Основные курсы и мастер-классы. Практика, воркшопы и выездные активности.

Основные курсы: 

  • Мастерство кинокритика (Алексей Гусев)
  • История кино (Алексей Гусев)
  • Теория кино (Алексей Гусев)
  • Современное кино (Алексей Гусев)
  • Словесность. Аналитический навык чтения (Елена Грачёва)
  • Перфоративность. Аналитический навык просмотра спектакля (Лилия Шитенбург)
  • Архивное дело 
  • Анализ актерской игры (Лилия Шитенбург)
  • Редактура 
  • Визуальность: лекции в музее, анализ живописного текста (Аркадий Ипполитов, Иван Чечот) 
  • Кураторское дело: фестивальная политика, фестивальный отбор, кураторство (Андрей Плахов, Борис Нелепо и др.) 
  • Блог-журналистика (Зинаида Пронченко)
  • Сериальная критика  
  • Теория цвета (Ирина Марголина) 
  • Политическая история кино (Михаил Трофименков) 
  • Квир-теория (Евгений Майзель)
  • Современная философия культуры (Олег Аронсон) 
  • Актуальная зарубежная кинокритика
  • Теория пустоты в кино (Алина Рослякова) 
  • Актёрский портрет (Лилия Шитенбург) 

Мастер-классы:

  • Альберт Серра 
  • Фред Келемен
  • Филип Гранрийе
  • Дмитрий Мамулия
  • Бакур Бакурадзе
  • Артур Аристакисян

Практика и активности: 

  • Посещение фестиваля архивного кино в Болонье (10 дней) (конец июня – начало июля, после второго и четвёртого семестров)
  • Посещение Госфильмофонда (в рамках курса «Архивное дело»)
  • Разборы фильмов, снятых студентами режиссерских лабораторий на съемочных интенсивах